История профессии учитель начальных классов

uchmat1
uchmat2

Краткая историческая справка:

Профессия учителя (педагога) столь же древняя, как и история культурного человечества. В качестве учителей во все времена выбирались самые образованные и достойные. В Древнем Риме, например, от имени императора учителями назначались государственные чиновники, хорошо знавшие науки, но главное, много путешествовавшие, и, следовательно, много видевшие, знавшие языки, культуру и обычаи разных народов. А в древних китайских хрониках, дошедших до наших дней, упоминается, что еще в ХХ веке до н. э. в стране существовало министерство, ведавшее делами просвещения народа, назначавшее на должность учителя мудрейших представителей общества.

Сама педагогика как наука зародилась в V веке до нашей эры в Древней Греции. Уже тогда сложились афинская и спартанская системы обучения и воспитания подрастающего поколения.

Согласно словарю Ожегова, учитель — лицо, которое кого-либо чему-либо обучает. Другими словами, учитель — это человек, который обучает учащихся, передает им знания и навыки, занимается преподавательской и воспитательной работой.

В профессии учителя различают ряд специальностей: преподаватели в колледжах, университетах и других вузах; преподаватель в системе дошкольного воспитания и обучения, преподаватель начальной школы, преподаватель в системе специального образования, преподаватель-организатор, социальный педагог, педагог дополнительного образования, педагог-психолог, педагог по физической культуре, педагог профессионального обучения и другие.

В средней школе ребенка сначала (первые 4 года) сопровождает учитель начальных классов, а затем классный руководитель и множество учителей, ведущих отдельные предметы (учителей-предметников). И если учитель начальных классов во многом исполняет роль внимательной и заботливой мамы — няни, то классный руководитель это уже наставник, направляющий и организовывающий, но обязательно оставляющий своим ученикам пространство для инициативы и самостоятельности. Поэтому от него требуется не только безупречное знания того учебного материала, который он преподает, но и умение хорошо разбираться в вопросах возрастной психологии, чтобы учитывать социальную ситуацию своих подопечных и видеть их потенциал (выражаясь педагогическим языком, видеть зону их ближайшего развития).

В нашей стране учитель (педагог, преподаватель) — это массовая профессия, одна из самых уважаемых и востребованных на рынке труда. В ней редко встречаются случайные люди. В основном преподавателями работают специалисты по призванию, эрудированные, увлеченные своей работой, искренне преданные образовательному процессу, бескорыстно заинтересованные в успехах своих учеников. Очень важна в профессии учителя речь, которая должна отличаться выразительностью, эмоциональностью, убедительностью. Учитель должен уметь выражать свои мысли грамотно, ясно, просто, понятно для ребят.

Родственные профессии:

Преподаватель математики в образовательных организациях профессионального образования (кроме вуза)

Преимущества профессии:

Удовольствие от взаимодействия с подрастающим поколением, от процесса преподавания, передачи своих знаний и опыта учащимся; реализация постоянного стремления к совершенствованию в своем предмете, к самообучению.

Ограничения профессии:

Отсроченный во времени результат труда, значительные психоэмоциональные нагрузки (при ведении большого количества учебных групп, от взаимодействия с трудными учащимися); ненормированное рабочее время; повышенная нагрузка на голосовые связки (горло) и ноги.

Содержание деятельности:

Планирование и конструирование урока. Этот вид деятельности включает в себя тематическое и календарное планирование учебного материала, планирование и проектирование уроков (разработка сценарии уроков и развернутых планов уроков, занятий кружка или факультатива и др.) на основе выполненного анализа учебного материала и средств обучения материала и средств обучения с учетом четко сформулированный целей обучения и поставленных учебных задач учитель конструирует урок, основные моменты которого найдут отражение в технологической карте развернутом разработке урока или другого учебного дела.

Организационно-управленческая. Учитель должен уметь выполнять еще один вид деятельности — организовать деятельность учащихся на различных видах занятий и управлять этой деятельностью на разных видах занятий и управлять этой деятельностью на разных ее этапах. Управление деятельностью учащихся может осуществляться различными путями: 1)косвенное управление — через соответствующий набор учебного материала и средств обучения; 2) прямое управление — через формирование определенных учебно-познавательных действии и действий контроля и самоконтроля.

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

×
Рекомендуем посмотреть