Где возникла педагогика

11 Сущность педагогики как науки о воспитании человека

. Педагогика — наука о воспитании человека. Она возникла с появлением человека. Первые источники по педагогике появляются в. Древней. Греции. Здесь педагогами называли рабов, задачей которых было сопровождать ребенка своего во олодаря в школу, ухаживать за ней, служить и обучать. Со временем понятие»педагогика»утвердилось как наука об обучении, образовании и воспитании не только детей, но и человека вообще. Поэтому историческое название ц иеи науки не полностью отражает современное понимание педагогических процессов. В связи с этим вводятся новые термины для обозначения процессов воспитания частности: андрагогика (греч andros — взрослый человек, зри лей человек и ago — веду, управляю) — наука об образовании, обучения и воспитания взрослых людей; антропогогика (греч antropos — человек и ago — веду) — наука о человеке, человековедение и июдинознавство та ін.

Всем, кто так или иначе связан с проблемами воспитания, необходимо хорошо уяснить сущность предмета педагогики. Есть разные подходы к его определению. Это обусловлено изменениями ведущих целевых задач вы иховання человека в зависимости от особенностей и направлений социально-экономического развития общества. Ведь педагогика постоянно развивалась на протяжении всей истории человечестватва.

В контексте понимания предмета педагогики и особенностей социально-экономического развития общества можно выделить ведущие задачи педагогической науки: воспитание, охватывающей образование и обучение; досл дование особенностей развития и формирования личности; исследование закономерностей, принципов, средств, форм и методов обучения и воспитания, разработка содержания общего и профессионального образования, обучение и воспитания взрослых, формирование педагогической культуры люди.

Педагогика как наука содержит значительный объем понятий, вытекающих из предмета исследования. Среди них есть ведущие, общие, отражающие наиболее существенные свойства педагогического процесса. Подобные и понятия выделяют как категории. Итак, базовыми категориями педагогики являются: воспитание, обучение, развитие. Правда, развитие — это категория, которая исследуется и другими науками: анатомией и физио ологиею человека, психологией. Раскроем сущность названных категориигорій.

Воспитание — это организованный и целенаправленный процесс формирования личности. Здесь понятие»воспитание»употребляется в широком смысле и включает в себя всю сущность воздействия на человека (обучение, образование) с с целью формирования ее с точки зрения совершенстваовершеності.

Обучение — двусторонний процесс деятельности обучающего и обучаемого, направленный на приобретение знаний, умений и навыков, интеллектуальное развитие личности, формирование научного мировоззрения, овладение методами познавательной деятельности. Когда мы говорим о деятельности учителя и учащихся, то имеем в виду не только учителей и учеников в школе, но и взаимодействие этих субъектов на разных этапах жизни человека: родители — дети; воспитатели детских дошкольных учреждений — дети; преподаватели — студенты и др.. Ведь процесс обучения как ведущий фактор познавательной деятельности человека носит перманентный характер. Человек а учится все жизненноття.

В контексте понимания сущности процесса обучения необходимо выделить понятие»знание»,»умение»,»навыки»Знание — идеальное выражение в знаковой форме объективных свойств и связей мира природного т и человеческого; результат познания окружающей действительности. Умение — это способность человека сознательно выполнять определенное действие на основе знаний, готовность применить знания в практической деятельности на основе свид омости. Владение характеризующиеся готовностью человека применять знания на практике, что происходит на уровне автоматизированных действий вследствие многократных повторенвнаслідок багаторазових повторень.

Важно осознавать ведущие задачи учебного процесса. Многие склонны утверждать, что главный смысл обучения — овладение знаниями, умениями и навыками. Существует также мнение, что учеба — это передача учителем знаний, умений и навыков учащимся. Это заблуждение. Как иначе объяснить тот факт, что выпускники общеобразовательных учебно-воспитательных учреждений, которые на протяжении 11-12 лет овладевали большой масс. См. знаний, обладают лишь незначительной его частью. Поэтому главным, определяющим задачей обучения является обеспечение оптимальных условий для интеллектуального развития личности. Интеллект (лат intellektus — ро нимание, рассудок, познание) — это способность к мышлению, рациональному познанию; интеллект тождественен ума большое богатство человека — его интеллект, развивается в процессе активной самостоятельной действие льности. От уровня развития интеллекта зависят успешность и эффективность жизнедеятельности как отдельной личности, так и определенной человеческого сообщества вообщеи взагалі.

Образование — совокупность знаний, умений и павичок, приобретенных в учебных заведениях или самостоятельно, а также сам процесс приобретения знаний. Традиционно выделяют три вида образования: общее, политехническую и профессиональную

Общее образование предусматривает приобретение знаний по основам наук и подготовку учащихся к получению профессионального образования. Получают общее образование в общеобразовательных учебно-воспитательных заведениях (школах, гимназиях, л лицеях, коллегиумах). Каждый человек на протяжении жизни обогащает себя компонентами содержания общего образованийти.

Политехническая образование (греч poly — много и techne — искусство, мастерство, ловкость) имел следующие задачи: ознакомление с различными отраслями производства (где и производят) познания сущности ба агатьох технологических процессов (как производят) приобретение определенных умений и навыков обслуживания простых технологических процессов (приготовление пищи, пользование бытовыми приборами, выращивания раст ин и т др.н.).

Отдельные компоненты политехнического образования человек овладевает протяжении всей жизни

Профессиональное образование направлено на приобретение знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения задач профессиональной деятельности. Получают профессиональное образование в специальных учебных заведениях профессионально-технических ночных училищах, институтах, университетах, академиях.

Все виды образования находятся в тесной взаимосвязи

Процесс получения образовательной подготовки имеет несколько уровней:

1) начальное общее образование;

2) базовое общее среднее образование;

3) полное общее среднее образование;

4) профессионально-техническое образование;

5) высшее образование в) высшее

Развитие как одна из важных категорий педагогики составляет специфический процесс изменений, результатом которого является возникновение нового; поступательный процесс восхождения от низшего к высшему, от простого к складног го, накопление количественных изменений и переход их в качественные отношении человека выделяют три основных вида развития: физический (предусматривает рост организма, количественные и качественные изменения на основе биологических процессов) психическое (характеризуется процессами изменений и становления психики) социальный (отличается процессом получения человеком социального опыта — языка, моральных качеств и др..).

Все названные категории педагогики между собой взаимосвязаны, взаимозависимы и логично обусловленные (рис 11)

Схема взає'мозвязку основних педагогічних категорій

Понять эту взаимообусловленность и взаимозависимость с помощью»педагогической матрешки»(BC. Безрукова): маленькая матрешка — это обучение, средняя — образование, большая — воспитание. Но это только линейные на схема. Между этими компонентами просматривается органическая диалектическая взаимозависимость, сложные связи. АС. Макаренко подчеркивал, что»нет более диалектической науки, чем педагогика»ауки, ніж педагогіка»1.

В системе наук педагогика (в тесной связи с психологией) занимает одно из центральных мест, находится на перекрестке других наук. Это потому, что развитие той или иной науки зависит от познавательной деятель ьности человека. Педагогика совместно с психологией и познает человека, и готовит ее»к активной познавательной деятельности. Такую взаимозависимость можно показать с помощью мнемосхемы (рис 12 1.2).

Педагогіка в системі наук

Процесс воспитания такой же древний, как и сам человек. Издавна накапливался и выкристаллизовывался опыт воспитания человека, подготовки ее к активной деятельности. Со временем этот опыт начали систематиз зовуваты и оказывать ему научной формы. Известный композитор. МИ. Глинка (1804-1857) отмечал, что музыку создает народ, а композиторы только аранжируют ее. Нечто подобное наблюдаем и в педагогической деятельно ости: закономерности, принципы, формы, средства, методы воспитания складывались и проверялись тысячелетиями, а педагоги-ученые лишь позже осмысливали эти достояние народа, систематизовувалы, вкладывали их в рамки наук науки.

Как любая наука, педагогика развивается, углубляется в проблемы социального развития. Научно-естественной основой педагогики на современном этапе является возрастная физиология и психология. Источником развития н науки о воспитании является народная педагогика как сумма аккумулированных знаний и умений в деле воспитания молодого поколения. Хранителем народной мудрости воспитания является устное народное творчество (сказки, пословицы, пр иказкы, легенды, песни, обычаи, обряды, традиции и др.). Исходя из общечеловеческих нравственно-духовных ценностей, каждый народ строил свою национальную систему воспитания с ее средствами, методами, пр ийомамы и внутренним духом. Другими источниками педагогики достояние ученых в области воспитания (история педагогики) и опыт творческой работы педагогов нашего времени (рис 13ис. 1.3).

Джерела розвитку педагогіки

Педагогика охватывает довольно широкий спектр образовательно-воспитательных проблем и аспектов в сфере общественного развития. В ее структуре выделяется ряд отраслей, которые рассматривают более узкие, специфические вопросы. То м педагогику в широком смысле можно изобразить в виде своеобразного древа познания (рис 141.4).

В возрастной педагогике исследуются проблемы образования и воспитания людей определенного возраста: в дошкольном — детей пред-дошкольного и дошкольного возраста. Сюда относится и педагогика семейного воспитания (фамилиетика а) в педагогике школы — детей, обучающихся в общеобразовательных учебно-воспитательных закладах.

. Профессиональная педагогика исследует и разрабатывает вопросы подготовки специалистов для производственной и всех других сфер зависимости от образовательного уровня является педагогика профессионально-технического образования, в которой рассматриваются проблемы подготовки квал лифицированных рабочих и младших специалистов, и педагогика высшей школы, предметом изучения которой является учебно-воспитательный процесс в высших учебных заведенияхх.

Отдельную группу составляют специальные педагогики, которые исследуют вопросы обучения и воспитания детей с определенными недостатками сурдопедагогика (греч surdus — глухой) — обучения и воспитания детей с недостатками слуха; тифлопедагогика (греч tuphlos-слепой) — наука об обучении и воспитания незрячих детей; олигофренопедагогика (греч oligos — малый и phren — разум) разрабатывает вопросы теории и практики обучения и вос ния умственно отсталых детей; логопедия (лат logos — слово, понятие) изучает недостатки произношения, разрабатывает методы и упражнения для исправления дефектов какмови.

. Функциональная педагогика изучает проблемы обучения и воспитания людей в разных сферах деятельности. Медицинская, инженерная, спортивная, авиационная педагогики рассматривают особенности обучения и воспитания специалистов в этих областях. Специфическое ной является военная педагогика, исследующая проблемы обучения и воспитания людей, находящихся на военной службе, в том числе и во внутренних войсках, подразделениях службы безопасности, милиции и др.. Пен итенциарна педагогика (лат Penitentiare — раскаяние) занимается проблемами перевоспитания осужденных людиюдей.

Структура педагогічних наук

. Социальная педагогика изучает закономерности и механизмы становления и развития личности в процессе воспитания в различных социальных институтах предметом изучения социальной педагогики является социально-педагогические проблемы. Анд драгогика (греч аner, в родительном падеже andres — мужчина) занимается проблемами образования и воспитания человека на протяжении всей его жизни. Герогика исследует социально-педагогические проблемы пожилых е ку агогика (греч agoge — отклонение) занимается изучением и предупреждением отклонений в поведении детей. Виктимология исследует проблемы людей, которые являются жертвами неблагоприятных жизненных условий, насилияльства.

Широкий спектр профессиональных методик помогает преподавателям различных дисциплин овладеть методы, средства, приемы подачи материала с учетом специфики конкретного предмета

. Сравнительная педагогика (компаративистика) занимается изучением и анализом особенностей педагогической науки разных стран

Следует заметить, что социальная педагогика, в частности андрагогика, герогика, а также коррекционная педагогика, сравнительная педагогика, педагогика семейного воспитания активно развиваются со второй по оловины XX с.

Педагогика, как и любая другая наука, может развиваться, если она будет находиться в движении, опираться на исследования тех явлений и процессов, которые есть в кругу его интересов. А для такой исследовательской работы необходимостей но иметь надежный инструментарий — методы исследований. В педагогике за их сущностью выделяют такие группы методовв:

1). Неэкспериментальные: наблюдение, анкетирование, беседа, анализ продуктов деятельности, диагностические методы (тестирование и шкалирования);

2) экспериментальные: естественный эксперимент, лабораторный эксперимент;

3) формовочные

Рассмотрим. Неэкспериментальные методы. Наблюдение является методом длительного, планомерного созерцания объектов и субъектов педагогического процесса без вмешательства в сам процесс, описание особенностей физического, пси ихичного и социального развития, которые проявляются в деятельности и поведении участников учебно-воспитательного процесса с обязательным систематизацией полученных показателей и формированием определенных выводов. Спост ереження как универсальный, наиболее распространенный метод должно отвечать следующим требованиям: целенаправленности, плановости, объективности, фиксации результатеів.

Анкетирование — это метод получения информации об уровне физического, психологического и социального развития воспитанников с помощью специально предложенных вопросов и анализа ответов на них за содержание том анкета может касаться фактов, характеристик событий, людей, окружающих воспитанников, намерений. По функциям анкеты должны вопросы-фильтры, контрольные вопросы для выяснения достоверности информац ее, функционально-психологические для снятия напряжения. По форме анкеты могут быть: открытыми, в которых прямые вопросы предполагают свободные ответы по своему усмотрению; закрытыми, в которых на вопрос является наб ир готовых ответов и респондент должен выбрать одну из ниних.

Беседа — метод установления в ходе непосредственного общения особенностей физического, психологического и социального развития воспитанников. Беседу можно производить непосредственно с учениками, их одноклассниками и, родителями, учителями-воспитателями и другими лицами, которые принимают участие в учебно-воспитательном процессеі.

Анализ продуктов деятельности — это метод изучения результатов деятельности участников педагогического процесса, который предусматривает ознакомление исследователя с результатами и последствиями деятельности воспитанников с мет той выяснения уровня сформированности у них определенных качеств, умений, способностей. Это могут быть рабочие тетради, дневники, творческие работы, рисунки, вышивки, модели и ин.

Диагностические методы эффективны тем, что позволяют не просто сделать описание тех или иных особенностей развития воспитанников, состояния протекания определенных педагогических процессов, но и измерить их, дать им и качественного сна, и количественную характеристики. К диагностическим методам относятся тестирования и шкалирования. Тестирование (англ test — испытание) — метод исследования, предполагает набор коротких стандартизированных задач с альтернативными ответами, требует выбора правильного ответа, а результаты таких испытаний суммируются в количественных показателях шкалирования (лат scala — лестница) — диагностический методом д измерения, с помощью которого реальные качественные явления получают числовое выражение в форме количественных. Оценитецінок.

Видное место в системе педагогических исследований занимают экспериментальные методы. Педагогический эксперимент является своеобразным комплексом методов исследования, обеспечивает научно-объективную и доказательную проверяют. Ирки правильности обоснованной в начале исследования гипотезы. Естественный эксперимент заключается в том, что испытуемый, находясь в привычных для него условиях (специально созданной учебной, трудовой, игровой деятельности), не знает, что он находится в поле исследования. Исследователь анализирует особенности поведения испытуемых в созданных им условиях с целью принятия определенных решенийень.

Лабораторный эксперимент проводится в искусственных для воспитанников условиях, которые создаются намеренно, в специальных лабораториях с использованием оборудования (приборов)

Формовочные методы предусматривают изучение особенностей физического, психического и социального развития личности в естественных условиях протекания того или иного процесса путем активного формирования тех каче стей, которые прежде всего интересуют педагога. Так или иначе — это включение личности в конкретный процесс в расчете на»зону ближайшего развития»с целью ее целенаправленного развитияго розвитку.

В последние годы в системе научно-педагогических исследований практикуется педагогический консилиум (лат consilium — совещание, заседание). Это специфическая совещание, собрание педагогов, предварительно, пользуясь ь различными методами, исследовали определенный педагогический объект (ученика, коллектив, явление) и на основе своих выводов должны прийти к общему мнению относительно целесообразных действий, направленных на улучшение эффективности фу нкционування исследуемого объекта. Консилиум, как правило, рассматривает сложные педагогические явленийища.

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

×
Рекомендуем посмотреть