Формула профессии эколог

Еще в Петровскую эпоху известный государственный деятель России В. Н. Татищев классифицировал все «науки» (виды труда) по критерию «добра и зла для человека»:
1) «нужные» науки (экономика, медицина, право);
2) «полезные» науки (риторика, грамматика, «мафематика»-арифметика, «землемерие», механика, астрономия);
3) «щегольские, или увеселяющие» (поэзия, танцевание, живопись, «вольтежирование»-гарцевание на лошади), служащие больше для получения положения в обществе, чем для дела;
4) «любительские, или тщетные» (астрология, физиогномика, алхимия);
5) «вредительные» науки (колдовство, ворожба).
Вероятно, такой критерий классификации профессиональной деятельности актуален и для оценки различных направлений самой современной психологии.
В 20-е гг. XX столетия С. П. Струмилин предложил классифицировать профессии по степени самостоятельности человека в труде: 1) автоматический рефлекторный труд (например, вертелыцик ручки веялки, ручной мельницы и т.д.);
2) полуавтоматический привычный труд (например, труд машинистки, телеграфиста);
3) шаблонно-исполнительский труд — по указке (например, работа на станке, работа тапера, конторщика, счетовода);
4) самостоятельный труд в пределах задания (например, работа инженера, учителя, врача, журналиста);
5) свободный творческий труд (например, работа в области искусства, работа ученого, организатора хозяйства, политического деятеля).
В современной России наиболее известна типология профессий, предложенная Е. А. Климовым, где в качестве критерия выступает отношение человека (субъекта труда) к предмету труда.
Все профессии соотносятся с пятью основными группами:
1) человек—природа;
2) человек—техника;
3) человек—человек;
4) человек—знаковые системы;
5) человек—художественный образ.
Литовский автор Л. А. Иовайша разделял все профессии по преимущественным профессиональным ценностям: ценности общения; интеллектуальная активность; практико-техническая активность; художественная активность; соматическая активность; материальная (экономическая) активность.
За рубежом на сегодняшний день наиболее известна и популярна типология Дж. Голланда (иногда пишут — Дж. Холланда), основанная на сопоставлении типов личности и типов профессиональной среды.
Выделяются следующие основные типы (типы личности и типы профессиональной среды):
1) реалистический тип (техника, мужские профессии);
2) интеллектуальный тип;
3) социальный;
4) конвенционный (знаковые системы, требующие структурированности);
5) предпринимательский;
6) артистический.
Предполагается, что определенному личностному типу должен соответствовать свой тип профессиональной среды, что и обеспечивает более полноценную реализацию работника в своем труде.
При сравнении различных типологий становится заметно, что в основе этих типологий лежит не только позиция автора, но и та культурно-историческая среда, то общество, которое и определяет часто наличие разных типов людей, реализующих себя в конкретной трудовой и общественной деятельности. Например, у Э. Шпрангера выделен религиозный человек, но уже в более современных типологиях такой тип отсутствует. Другой пример: в традиционной для эпохи СССР типологии Е. А. Климова отсутствует предпринимательский тип, хотя в типологии Дж. Голланда такой тип имеется.

Сама «формула профессий» рассматривается как основа построения «Схемы анализа профессий». В традиционной «формуле профессий» выделяются следующие обобщенные характеристики позволяющие в закодированном виде представлять разные профессии и специальности:
1) типы профессий выделяются по предмету труда: природа — П; техника — Т; человек — Ч; знаковые системы — 3; художественный образ — X;
2) классы профессий — по целям труда: гностические — Г; преобразовательные — П; изыскательные — И;
3) отделы профессий — по средствам труда: ручные — Р; механические — М; автоматические — А; функциональные, т. е. возможности и функции организма, а также — теоретические средства — Ф;
4) группы профессий — по условиям труда: бытовой микроклимат— Б; открытый воздух — О; необычные — Н; моральная ответственность — М; экстремальные условия — Э.
Например, с помощью «формулы профессий» можно было бы так «закодировать» профессию «повар»: предмет труда — природа (П) и художественный образ (X), цели труда — преобразовательные (П) и изыскательные (И), средства труда — ручные (Р) и функциональные (Ф), условия труда — необычные (Н).
К сожалению, при практическом использовании «формулы профессий» в традиционном варианте иногда возникают недоразумения. Например, при анализе профессии «токарь» ученик спрашивает: «Какой предмет труда у токаря?» — ответ «техника» его не устраивает, так как сообразительный ученик тут же возражает: «У токаря техника — это средство труда, а что является предметом, из „формулы“ непонятно…». Или, например, профессия «водитель автобуса». Из приведенной «формулы» неясно, какая цель у водителя. Сказать школьникам, что водитель «преобразует» транспортное средство в пространстве — значит вызвать у них в лучшем случае улыбку. Таким образом, возникает необходимость несколько видоизменить и расширить предложенный Е. А. Климовым вариант «формулы».
Таким образом, типологии профессиональной деятельности и соответственно пространства самоопределения во многом зависят от культурно-исторической среды.
Возникает интересный вопрос: на какие типологии опираться профконсультанту в условиях нестабильности общей социально-экономической (и духовной) ситуации, например в условиях России «переходного периода»? Сложность вопроса в том, что ранее разработанные типологии отечественных авторов уже во многом не соответствуют данной ситуации, а построение новых типологий может существенно отстать от самого процесса изменений в стране. Известные зарубежные типологии тем более часто не учитывают специфику нашей страны. В этих условиях возможным выходом является либо построение какой-то «универсальной» типологии, применимой для разных стран, народов и эпох, либо попытки все-таки осознать, что происходит в стране под названием Российская Федерация, тем более что «переходный период» к «светлой жизни» (или к «свету в конце тоннеля») сильно затянулся.
Автор статьи Юрьева Наталья
БИБЛИОГРАФИЯ