День астронома

21 апреля — Международный день астрономии. Наука астрономия является одной из древнейших естественных наук, которая имеет исключительное значение для формирования научного мировоззрения. Особое значение астрономия приобрела в наше время.

Методы ориентировки, разрабатываемые практической астрономией, применяются в мореплавании, авиации и космонавтике. Требования к точности определения координат небесных объектов (звёзд, квазаров, пульсаров) значительно возросли в связи с тем, что по ним ориентируются космические автоматические аппараты.

Исследование атмосфер тел Солнечной системы помогает лучше познать законы динамики атмосферы Земли, точнее построить её модель, следовательно, составить верный прогноз погоды.

Исследование источников энергии Солнца и других звёзд подсказало идею создания управляемых термоядерных реакторов. В процессе изучения солнечных протуберанцев родилась идея теплоизоляции сверх горячей плазмы магнитным полем, создания магнитогидродинамических генераторов. Результаты наблюдений Службы Солнца — международной координирующей сети по регистрации активности Солнца — используются в метеорологии, космонавтике, медицине и других отраслях человеческой деятельности.

Авторы: Рыжикова Оксана Анатольевна, Копачева Елена Викторовна, Рябова Валентина Ивановна.

Рекомендации по работе с презентацией тематического занятия (классного часа) «День астрономии«для обучающихся 10–11-х классов

Вариант проведения занятия [PDF] [DOCX]

Презентация [PDF] [PPTX]

Задания для обучающихся (рабочий лист) [PDF] [DOCX]

Цель: формировать представление о месте и роли астрономии в современной научной картине мира, убежденность в познаваемости окружающего мира в масштабах Вселенной.

Задачи:

  • познакомить с историей создания Дня астрономии;
  • развивать чувство патриотизма, гражданской идентичности, уважения к своему народу на примере достижений отечественной астрономии и космонавтики;
  • развивать навыки в работе с подвижной картой звёздного неба, дополнительной литературой, отбирать, оценивать, анализировать изучаемый материал.

Методический материал носит рекомендательный характер; учитель, принимая во внимание особенности каждого класса, может варьировать вопросы, их количество, менять этапы занятия.

Слайд № 1.

Слайд1

Астрономия является одной из древнейших естественных наук. Но особо важное значение астрономия приобрела в наше время, в эпоху так называемой научно-технической революции. Без неё оказались бы невозможными многие достижения науки и техники, в том числе успехи современного человечества в освоении космоса.

Старт Дню астрономии был дан в 1973 г. Президентом Астрономической Ассоциации Северной Калифорнии Дугласом Бергером. На сегодняшний день движение возглавляют Астрономическая Лига, Тихоокеанское Астрономическое Общество, Международный Союз Планетариев.

В этот день тысячи астрономических клубов, научных музеев, обсерваторий, планетариев во многих странах мира проводят множество интересных мероприятий, включая публичные лекции, телеконференции, совместные проекты, массовые показы звездного неба и т. п. Сегодня на занятии мы с вами попробуем погрузиться в волшебный мир звёздного неба.

Слайд2

Слайд № 2.

Рекомендуется заранее скачать видеоролик на панель (интерактивную доску) с целью исключения рекламы.

Посмотрите видеоролик.

Ответьте на вопросы:

  • Что представляет собой Стоунхендж?
  • Что происходило в Стоунхендже в день летнего Солнцестояния?
  • Как древние египтяне согласовали свой календарь с астрономическими наблюдениями?
  • Как было положено начало календарю в Древнем Вавилоне?
  • Каково было строение мира по Аристотелю?
  • Какую систему мира разработал Клавдий Птолемей и в чём её суть?
  • Какую систему мира разработал Николай Коперник?
  • В чём состояло учение Джордано Бруно?
  • Какой учёный впервые посмотрел на небо в телескоп, и что он наблюдал?

Слайд3

Слайд № 3.

Назовите планету по описанию её особенностей.

1. Планета практически лишена атмосферы, из-за чего днем её поверхность нагревается до 4000 °С, а за ночь падает более чем на 5000 °С . Это рекордный перепад суточных температур для Солнечной системы.

Слайд4

Слайд № 4.

Ответьте на вопросы:

  1. Почему кометы называют «видимое ничто»?
  2. Почему для поиска комет нельзя «разгонять» увеличение телескопа?
  3. Чем метеорит отличается от метеора?
  4. В прошлом астероиды называли малыми планетами, но теперь этот термин не используется. Почему?

Слайд5

Слайд № 5.

Ответьте на вопросы:

1. Что такое созвездие?

2. Сколько созвездий на небе?

3. Какие созвездия на небе самые древние?

4. Назовите несколько созвездий, которые можно увидеть в Северном полушарии, в Южном?

5. Какое созвездие занимает на небе больше всего места?

6. На каком расстоянии мы можем увидеть звёзды невооружённым глазом?

7. Что такое Млечный Путь? Сколько примерно в нём звезд?

8. Почему звёзды разноцветные?

9. От чего зависит время жизни звезды?

10. На флагах каких стран можно увидеть созвездия?

Слайд6

Слайд № 6.

Вниманию учащихся предлагается кроссворд «В мире звёзд».

Слайд7

Слайд № 7.

Инструкция по разгадыванию кроссворда.

Слайд8

Слайд № 8.

Задания и ответы.

Слайд9

Слайд № 9.

Соотнесите даты и соответствующие им события.

Слайд11

Слайд № 10.

Приведите примеры практического применения астрономии:

  • в мореплавании,
  • авиации,
  • космонавтике,
  • метеорологии,
  • географии…

Дополнительный материал:

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

×
Рекомендуем посмотреть