Что такое судебный эксперт


Законопроект «О судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», предложенный в начале года, касается производства судебных экспертиз, за исключением судебно-медицинских и судебно-психиатрических. Необходимость в обновлении закона от 1994 года назрела уже давно, но никак не трансформировалась в документ. Поэтому появившийся документ был встречен с воодушевлением, но все-таки не был принят профессиональным сообществом однозначно положительно.
Особый вопрос у российских экспертов вызывает отсутствие так ожидаемых четких критериев для работы негосударственной экспертизы. Мало того, представители независимых экспертных организаций указали авторам документа на ряд пунктов, дискриминирующих место негосударственного эксперта в судебной системе.
Пройдемся по основным положениям проекта Минюста России. Классификация судебно-экспертных организаций и их полномочия. Согласно статье 13 судебно-экспертными организациями могут быть:
- государственные судебно-экспертные организации — специализированные организации и экспертные подразделения федеральных органов исполнительной власти, Следственного комитета РФ, созданные для организации и производства судебной экспертизы;
- негосударственные судебно-экспертные организации — некоммерческие организации (некоммерческие партнерства, частные учреждения или автономные некоммерческие организации), созданные в соответствии с Гражданским кодексом РФ и ФЗ от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», осуществляющие судебно-экспертную деятельность в соответствии с уставами.
Каждый из этих типов экспертных организаций наделяется своим набором обязанностей. При этом именно государство в лице Правительства РФ устанавливает перечень судебных экспертиз, проводимых только государственными судебно-экспертными организациями. Так, исключительно государственные судебно-экспертные организации (подразделения) в обязательном порядке проводят судебную экспертизу для судов, органов дознания, органов предварительного следствия, Следственного комитета РФ. И только если назначенная экспертиза не входит в перечень судебных экспертиз, проводимых государственными судебно-экспертными организациями, ее сможет провести негосударственный эксперт.
Собственно, законопроект закрепляет то, что именно государство вправе решать вопрос о допуске к экспертизе частников.
Основная задача судебно-экспертных организаций
Три принципа судебно-экспертной деятельности
Принцип № 1 — независимость эксперта.
При производстве судебной экспертизы эксперт независим.
Не допускается воздействие на эксперта со стороны судов, судей, дознавателей, следователей, а также иных государственных органов, организаций, объединений и отдельных лиц.
Принцип № 2— научная обоснованность, объективность, всесторонность и полнота экспертных исследований.
Принцип № 3— соблюдение профессиональной этики судебного эксперта.
Судебный эксперт — кто может им быть?
- физическое лицо, обладающее специальными знаниями и имеющее стаж работы в качестве судебного эксперта;
- гражданин Российской Федерации, имеющий высшее профессиональное образование и прошедший последующую подготовку по конкретной экспертной специальности. Должность эксперта в экспертных подразделениях в области внутренних дел может также занимать гражданин Российской Федерации, имеющий среднее профессиональное образование по специальности «судебная экспертиза»;
- гражданин, имеющий сертификат компетентности судебных экспертов.
Сертификация компетентности государственного судебного эксперта осуществляется 1 раз в 5 лет путем сдачи им квалификационного экзамена с выдачей сертификата компетентности судебного эксперта. Получивший сертификат эксперт попадает в Государственный реестр экспертов. Таким образом, сертификация экспертов носит условно-добровольный характер.
И снова, именно государство уполномочено проводить сертификацию, на что указывают представители негосударственных экспертных учреждений, рассчитывающих на большее равноправие сторон.
Эксперт обязан:
- принять к производству порученную ему руководителем судебно-экспертной организации (подразделения) судебную экспертизу;
- провести полное исследование представленных ему объектов исследований и других материалов, необходимых для производства судебной экспертизы, дать обоснованное и объективное заключение по поставленным перед ним вопросам;
- составить мотивированное письменное сообщение о невозможности дать заключение и направить данное сообщение в орган или лицу, которые назначили судебную экспертизу, если поставленные вопросы выходят за пределы специальных знаний эксперта;
- не разглашать сведения, которые стали ему известны в связи с производством судебной экспертизы;
- обеспечить сохранность представленных объектов исследований и других материалов, необходимых для проведения экспертизы.
Производство судебной экспертизы
- определение суда;
- постановления судьи, дознавателя, следователя;
- определение органа (должностного лица), в производстве которого находится дело об административном правонарушении.
Судебная экспертиза считается назначенной со дня вынесения соответствующего определения или постановления.
Орган или лицо, назначившие судебную экспертизу, представляют объекты исследований и другие материалы.
Орган или лицо, назначившие судебную экспертизу, получают образцы для сравнительного исследования и приобщают их к делу. После завершения судебной экспертизы указанные образцы возвращаются в орган или лицу, которые ее назначили.
Может быть назначена дополнительная экспертиза в случае недостаточной ясности или полноты заключения, при возникновении дополнительных вопросов.
Повторная экспертиза назначается в связи с возникшими у суда, судьи, дознавателя, следователя, органа (должностного лица), в производстве которого находится дело об административном правонарушении, сомнениями в правильности или обоснованности ранее данного заключения.
На основании проведенных исследований с учетом их результатов эксперт от своего имени или комиссия экспертов дают и подписывают письменное заключение.
Что в итоге?