Что такое педагогическая технология

Изменение приоритетов в сфере образования в последние годы, формирование нового взгляда на задачи школы требуют реформирования традиционных методов обучения и обновления инструментальных средств педагогики. Эффективное решение образовательных задач современного этапа (формирование личности учащегося, развитие способностей школьника, гуманизация учебно-воспитательного процесса) связано с конструированием инновационных педагогических технологий.
Цель исследования
Установить дефиниции и сущностные характеристики такого понятия, как «педагогическая технология».
С точки зрения лингвистики слово технология происходит от двух греческих терминов: «техно» — искусство и «логос» — слово, наука. Понятие педагогической технологии возникло в пятидесятые годы двадцатого столетия в США и первоначально имело двойной контекст:
1) применение в обучении технических средств;
2) взгляд на обучение в целом; выявление принципов и разработка приёмов оптимизации образовательного процесса с помощью анализа факторов, повышающих образовательную эффективность, конструирования и применения методов и материалов, а также посредством оценки применяемых средств.
Сегодня главенствующим является второй подход. Современное понимание педагогической технологии связано с поиском способов максимального повышения образовательных результатов с помощью анализа, отбора, конструирования и контроля всех звеньев учебно-воспитательного процесса. Педагогическая технология — это некое подобие алгоритма, описывающего последовательность действий, грамотно выполняя которые почти любой подготовленный человек в сходных условиях достигает сходных результатов, то есть технология — это мастерство минус личность, это то, что описываемо и применяемо другими.
Массовое внедрение рассматриваемого объекта в практику школы приходится на начало шестидесятых годов. Первые исследования в области технологий образования и воспитания проводили зарубежные учёные (собственно сам термин «педагогическая технология» является неточным переводом английского an educational technology [6]), в частности, Б. Блум, Дж. Брунер. Под технологией они понимали «область знаний, связанную с системой предписаний, обеспечивающих оптимизацию обучения» [7, с. 54]. В качестве основных характеристик рассматриваемого понятия авторы выделяли системность, концептуальность, научность, интегративность, гарантированность результата, воспроизводимость, эффективность, качество обучения, его мотивированность, новизну, алгоритмичность, информационность, оптимальность, возможность тиражирования и переноса в новые условия. Обобщённым инвариантным признаком выступает законосообразность технологии.
Педагогическая технология: определение и характеристики
В отечественной педагогике одним из первых на важность переноса технологической точности в сферу образовательного процесса указал А.С. Макаренко. Исследованиям вопроса посвящены также труды В.П. Беспалько, В.В. Гузеева, М.В. Кларина, М. И. Махмутова, Н.Г. Руденко, В.А. Сластёнина, В.В. Серикова, П.И. Третьякова, И.С. Якиманской. В основу разрабатываемых концепций отечественные исследователи закладывают системный подход, формулируя на его основе дефиниции и сущностные характеристики понятия.
В современной образовательной практике термин «педагогическая технология», согласно Г.К. Селевко [12], употребим в трёх ракурсах:
1) общепедагогический (общедидактический) подход: педагогическая технология характеризует целостный образовательный процесс в регионе, в учебном заведении и отождествляется с понятием педагогической системы; она представляет собой совокупность целей, содержания и методов обучения, а также описание деятельности участников педагогического процесса;
2) частнометодический (предметный) подход: дефиниция употребляется в значении частная методика, представляет собой совокупность методов и средств для реализации определённого содержания обучения и воспитания в пределах какого-то одного учебного предмета или класса, а также описание деятельности педагога или воспитателя;
3) локальный (модульный) подход: педагогическая технология представляет собой описание отдельных частей учебно-воспитательного процесса, подразумевает решение частных образовательных и воспитательных задач.
Педагогическая технология отвечает на вопрос «как учить?» и является более узким понятием, чем методика, которая в свою очередь есть составная часть дидактики [6]. Взаимосвязь этих объектов такова: технология ⊂ методика ⊂ дидактика.
Остановимся на анализе литературы по освещаемому вопросу, чтобы вскрыть сложившиеся определения и характеристики педагогической технологии. Некоторое представление о существующей палитре взглядов, концепций, идей даёт представленная таблица. (Говоря об определении термина, хочется подчеркнуть, что, с нашей точки зрения, разумнее было бы употребить словосочетание «дидактическая технология», так как описываемые в литературе взгляды касаются в основном процесса обучения, но мы не будем нарушать сложившуюся традицию и в дальнейшем сохраним привычную дефиницию «педагогическая технология».)
Конструирование педагогической технологии протекает в соответствии со следующей последовательностью, предложенной В.П. Беспалько [2]:
1) анализ будущей деятельности учащегося;
2) определение содержания обучения на каждой ступени;
3) проверка степени нагрузки учащихся и расчёт необходимого времени на обучение при заданном способе построения дидактического процесса;
4) выбор организационных форм обучения и воспитания, наиболее благоприятных для реализации намеченного дидактического процесса;
5) подготовка материалов для осуществления мотивационного компонента дидактического процесса по отдельным темам и конкретным занятиям; включение их в ранее сформированное содержание учебных предметов;
6) разработка системы учебных упражнений и включение их в содержательный контекст учебных пособий;
7) разработка материалов для объективного контроля за качеством усвоения учащимися знаний и действий соответственно целям обучения и критериям оценки степени усвоения;
8) разработка структуры и содержания учебных занятий, нацеленных на эффективное решение образовательных и воспитательных задач; планирование уроков и домашнего задания;
9) апробация проекта на практике и проверка завершённости учебно-воспитательного процесса; коррекция проекта.
Заключение
Подводя итоги изложенного материала, можно отметить следующее:
1) стремление к технологизации образовательного процесса — объективная тенденция современного этапа;
2) педагогическая технология призвана оптимизировать учебно-воспитательную работу и направлена на получение максимальных образовательных результатов. Её задача свести к минимуму педагогические экспромты, добиться гарантированного и воспроизводимого результата;
3) характерными чертами педагогической технологии являются: наличие системы диагностики, обеспечивающей достижение поставленных целей; воспроизводимость педагогического процесса (наличие чёткой и логически обоснованной системы предписаний этапов, целей обучения; характеристика способов взаимодействия и деятельности участников образовательного процесса на каждом шаге); гарантированность педагогических результатов; присутствие мотивационного компонента, обеспечивающего развивающие возможности технологии; возможность тиражирования и переноса в новые условия.