Что такое галерист

Гридчинхолл — это частная загородная галерея со студией-мастерской для художников. Здесь можно пополнить коллекцию произведений искусства, получить консультацию и подобрать живопись, скульптуру, инсталляцию, графику в интерьер. Художественные проекты Гридчинхолла номинировались на премии Кандинского и «Инновация». Галерея находится поблизости от усадьбы Архангельское и поселка Николина Гора, недалеко от Москвы: в десяти минутах от Новорижского и Рублевского шоссе. Сочетание современного искусства и природы, европейского подхода и старой русской деревни делают Гридчинхолл удивительным, ни на что не похожим местом. Здесь творят художники, устраиваются выставки, живёт и работает сам галерист, продвигая и популяризируя contemporary art как традиционными для России способами, так и менее используемым на родине путём интернет-маркетинга. Нам повезло поговорить с Сергеем Гридчиным, основателем этого места, об арт-рынке в России, галереях в Нью-Йорке и Лондоне, своеобразном подходе к арт-бизнесу некоторых художников и инвестировании в искусство.

Сергей, из-за того, что мы будем сегодня говорить об арт-рынке, давайте немного разъясним: что мы имеем в виду под арт-рынком, и о каких его участниках будет идти речь?

Нет-нет, я имею в виду — в целом. Есть российский арт-рынок: кто игроки на нём?

Да.

Ну, вы же понимаете, что один и тот же художник может заниматься и перформансами, и живописью.

Конечно, конечно, можно. Сама система должна быть расширена: с одной стороны у нас образование, с другой — в том числе музеи, галереи, ярмарки, те же аукционные дома, интернет торговля, просто свободный рынок. Всё надо рассматривать в совокупности.

Честно сказать — конечно, нет. А как? Там, смотрите, такая ситуация: барьеры ставит и снимает власть. Поддерживает или не поддерживает — тоже власть. Наша власть барьеров не ставит, но и не содействует особо.

Безусловно, играет, а как не играть? Она может создать условия для развития, а может их и не создать. А им, по большому счёту, просто всё равно, если говорить серьёзно. Формально есть у нас Министерство культуры? Есть. Подразделение Министерства, занимающееся современным искусством, есть? Есть. Союзы всякие художественные есть? Тоже есть! Формально всё есть у нас. И мастерские художников в составе союзов, и ЦДХ стоит, и музеи практически во всех крупных городах. Поэтому при взгляде из кремлёвского кабинета кажется, что всё есть.

А рынка, как такового, нет?

Но ведь касса складывается, в основном, с продажи билетов, а в данном случае ещё присутствует факт продажи произведений искусства.

Ну а откуда ему взяться, если его целенаправленно не создают? Хотя и разные бывают ситуации: бывает спрос есть — предлагать нечего; бывает, что и спрос есть, и предложение, а товара на полках в нужном месте не оказывается. У меня есть куча живых тому примеров.

Ну, он функционирует, но он чахлый. И я не понимаю, почему этим никто не занимается!

А тот, кто больше всего заинтересован. Игроки рынка. А это, в первую очередь, сами художники, кураторы, журналисты, потому что их гонорары напрямую зависят от количества денег внутри рынка, галеристы, естественно, арт-дилеры, что тоже естественно, ну и, по большому счёту, всё. Но системно этим пока ещё никто не занимался. Все как-то своими частностями увлечены, потому создаётся впечатление копания в песочнице, и нет ни у кого цельной картины происходящего. И это не сегодняшнего дня моё открытие, я удивился такому положению вещей ещё когда только пришёл в арт-рынок.

Винить никого не надо. А что делать… Понимаете, в масштабах страны мы систему не построим. Для этого банально не хватит ресурсов. Чтобы строить систему нужно участие обеих сторон: с одной стороны — заказчика в виде государства, с другой стороны — компетентных людей, которые знают, как и что сделать. А если со стороны государства запроса нет, то бесполезно стучаться с этой стороны. Поэтому надо научиться «продавать» государству искусство, надо заставить правительство понять, что им самим будет выгодно, если, скажем так, бренд страны будет раскручен посредством искусства в том числе.

А почему же никто не пытается продать?

Неужели никто не «завернул» до сих пор?

«Все как-то своими частностями увлечены, потому создаётся впечатление копания в песочнице, и нет ни у кого цельной картины происходящего»

Смотрите, физически продаётся артефакт, но главное — это личность. То есть интересный продукт рождает интересная личность.

Нет, я не согласен. Конечно, такого сейчас много, но искусство, сделанное на продажу, лишено того самого переживания, оно ближе к дизайну.

Если художник занимается искусством ради искусства, для себя — он вообще может ничего не делать. Если же он всерьёз относится к себе и своей карьере, он должен понимать, что ему нужна аудитория. И тут уже не важно, кто будет заниматься менеджментом — член ли семьи или нанятый менеджер. Только надо понимать, что это большая работа, и заниматься ей лучше специалисту.

А что нужно, чтобы успешно продвигать художника, кроме социальных медиа, интернет-ресурсов?

Но как добиваться личного общения? Скажем, есть галерея, у которой есть художник, и что галерист должен делать, чтобы этого художника узнали? Выставлять его? Приводить людей, чтобы на него смотрели? Как это происходит?

А с какой стати стоят некоторые, возникает другой вопрос? И с конкуренцией на рынке спроса, когда люди между собой хотят этого художника.

Нельзя, но нет одного сценария для всех. Не может быть. Даже специфика автора — тот такой, а этот вот такой, тот красивый, а этот страшный, тот умный, а этот дурак, этот говорун, а тот молчун. Первое — это аудитория. Как ты получишь аудиторию? Тут надо просто смотреть и анализировать: что ты хочешь показать, кому ты хочешь показать, где плюсы-минусы, где достоинства, недостатки, что спрятать, а что, наоборот, выпятить; какие инструменты тебе доступны на сегодняшний день; есть ли у тебя на это, в конце концов, деньги, и сколько, если есть, а сколько ты готов потратить, для того, чтобы что-то взамен получить — задача настолько комплексная!

Да конечно, конечно! И есть ли у тебя контракт с ним — тоже влияет. Если я как галерист буду тратить на него деньги и силы, а он скажет: «Знаешь, там всё так получилось… я пошёл!», — это перечеркнёт мои усилия. Но он не сможет этого сделать только в том случае, если у него есть жесткий контракт. И это очень важно. Потому что, с какой стати я буду его продвижением заниматься, то есть фактически, работать на него бесплатно? Я работаю, а потом «всё так получается», что он стал прекрасным, известным и знаменитым, а я где окажусь в этом случае? Тоже неприятный момент есть, конечно. Поэтому задача максимально комплексная и подход другой. Знаете, как рассуждают наши художники? У тебя же деньги есть — давай! Я же художник, а ты даёшь, поддерживаешь искусство. Искусство ради искусства. Многие так и думают, они искренне не понимают, почему их не покупают, как бы виноваты все, кроме них самих.

В связи с этим такой вопрос: с какими трудностями вы сталкиваетесь при общении с художниками, если вообще сталкиваетесь?

Из тех, с кем вы сотрудничаете, бывают трудности?

«Хочешь ты того или нет, но это всё равно сфера бизнеса, даже если ты занимаешься некоммерческим искусством, у тебя должен быть бизнес-подход»

Талант, конечно. Если нет таланта от бога, то какой же это художник? Тогда это ремесленник. Я не верю в гениальность, это же тоже труд. Преобразование, самообразование и труд. Я не верю в чудеса, я сталкивался с такими художниками даже жившими у нас. Чётко видно, что он талантливый человек от природы, одарённый, ему кажется, что сейчас он мир перевернёт, дайте ему возможность. Вот возможность — элементарно, что нужно, холсты-краски? Пожалуйста. Мастерская? Вот она. Выставочный зал? Вот он. В чём проблема? Бери и делай. Просто оказывалось, и не раз, что художник не в состоянии справиться с задачей. То, что он пишет в своих записочках-заметочках, не перекладывается в реальные размеры, масштаб. Он просто не может этого сделать. В таком масштабе он может, а в таком — нет. Потому что это уже работа. Это не голая идея, это просто труд. Если ты этого не сделаешь, оно не появится. Не сможешь собраться — не получится.

«Если нет таланта от бога, то какой же это художник?»

А почему он входит в топ-10? Именно потому и входит, потому что он очень профессионален, технологичен. Таким образом, одно притягивает другое: притягивает и специалистов, и аудиторию. Авторитет его растёт не на ровном месте. Не он сам себя распиарил, он доказал делами. Всё совершенно заслуженно. И цены на этих художников, которые входят в топовые списки, они абсолютно обоснованы. Я слежу за молодым художником JR, он стрит-артист. Во-первых, начнём с того, что он француз. Его галерист тоже француз. Его галереи сейчас в Париже, Нью-Йорке и Гонконге. Это к вопросу об интернационализации. В Париже тесно. Там ты до какого-то уровня вырастаешь и всё, некуда расти больше, и ты должен выплеснуться. Париж сейчас — это не Париж 60-70-х, он не является каким-то финансовым мегацентром, его перерастают очень быстро, а у JR амбиции планетарного масштаба. Я начал распутывать всю его карьеру, историю становления имиджа художника и понял, что цена 60-80 тысяч евро за работу, она абсолютно обоснована. Всё абсолютно логично, у него очень хороший маркетинг, осмысленный, целенаправленный, системный, осуществляющийся по всем доступным каналам. То, что есть сегодня — это следствие вот этой работы. Я не думаю, что за его работами стоят очереди, но делается всё, чтобы эти очереди возникали. На открытие его мероприятия в facebook подписалось 16000 человек, а живьём пришло 3000. Зачем же удивляться цене?

Нужно понимать, что инвестиция — это не спекуляция, а сохранение. В инвестициях есть смысл только тогда, когда смотришь в длительную перспективу, скажем, лет на десять-двадцать вперед. В этом случае ты можешь купить за рубль то, что завтра имеет шанс стоить сто. Сегодня такие вложения имеют место, 90% рынка за границей на этом и построены.

У нас, в общем-то, такая же ситуация, только масштаб меньше. Понимаете, если художником никто не занимается, если он сам собой не занимается, то маловероятно, что стоимость его работы в будущем начнёт дорожать. Конечно, бывают и исключения, но я не особо верю в чудеса. Иногда бывает так, что коллекционеры, заинтересованные в росте известности художника, и, соответственно, увеличении его цены, могут приложить усилия к популяризации имени, что приведёт к подорожанию того, что они имеют. Но они будут делать это только в том случае, если сочтут это целесообразным. Меценаты — дело другое, они в эту сторону смотрят реже. Но для коллекционеров обращать внимание на такого рода инвестирование дело естественное, иначе это было бы попросту расточительством.

А вы сами рисуете?

Откровенно говоря, я не могу назвать себя глубоким ценителем или знатоком литературы или кино, знания о них достаточно поверхностны.

Да, визуальное искусство мне ближе.

Если начинающий галерист серьёзно относится к тому, чем он собирается заняться, если он действительно нацелен на результат, нужно хорошо изучить, как функционирует данная область. Возможностей это узнать сегодня предостаточно: существует множество открытых источников, книг, работ, переведённых с иностранных языков, оригиналов этих работ. Нужно только захотеть. Странно не знать, как работает сфера, в которой ты хочешь вращаться. Недостаток знаний в конечном итоге приводит к серьёзным проблемам.

Нередко бывает так, что состоятельные люди, возможно, даже искренне любящие искусство, открывают галерею, называя это именно так — галерея, и поначалу дела идут хорошо. Свет, площадка, книги, разные выставки, шикарные открытия — всё есть. Потом проходит время, а отдачи нет. Год нет, два нет, три нет. Наступает либо прозрение, либо разочарование. Неправильно называть галерею галереей, если она таковой не является. Можно такие проекты назвать как угодно — foundation, некоммерческая площадка, но не галерея. Существует много таких примеров, когда от некоммерческих проектов ожидают какой-то коммерческой выгоды, хотя по сути это невозможно, потому что конкуренты работают просто-напросто по-другому. Наши галеристы часто открывают галереи то в Лондоне, то в Нью-Йорке, то в Цюрихе, с таким же неправильным подходом, и сами же их закономерно закрывают по той же самой причине: они ждут коммерческой отдачи там, где её быть не может.

Какой совет вы могли бы дать молодёжи?

Автор: Алина Гегамова

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.