Что такое дизайн среды

Дизайн среды


Дизайн — творческий метод, процесс и результат художественно-технического проектирования промышленных изделий, их комплексов и систем. Дизайн ориентирован на удовлетворение потребностей человека, как утилитарные, так и эстетические.

Дизайн как творческий процесс можно разделить на:

  • художественный дизайн — создание объекта сугубо с точки зрения эстетики восприятия (внешние проявления формы чайника: цвет, материал, форма и т.д.);
  • техническую эстетику — науку о дизайне, учитывающую все аспекты, и прежде всего конструктивность (главное-суть, конструкция чайника. Почему именно такая форма?), функциональность (что может этот чайник сделать человеку, какую пользу?), комфортность производства, эксплуатации и т.д.

Объект дизайна

Объектом дизайна может стать практически любое новое техническое промышленное изделие, вот мы рассмотрели чайник с вами, чайник — объект дизайна(комплект, ансамбль, комплекс, система) в любой сфере жизнедеятельности людей.

Виды дизайна

Для дизайна актуально множество направлений.

  • Промышленный дизайн
  • Дизайн костюма
  • Графический дизайн
  • Web — дизайн
  • Дизайн пространственной среды
  • Ландшафтный дизайн
  • Информационный дизайн
  • Книжный дизайн
  • Полиграфический дизайн
  • Экодизайн
  • Световой дизайн
  • и т.д.

Простраство. Пространственный дизайн. Сценография. Из чего состоит сцена?

Простра́нство — это место, в котором возможно движение, различные положения и взаимные расположения объектов, и направление движения.

В общелитературном и бытовом смысле означает объём или территорию, обычно большие, дающие свободу движению, хотя в смысле размера может быть нейтральным (внутреннее пространство здания, пространство комнаты, сцена).

«Опасность в поисках красоты ради самой красоты.»

Когда вы проектируете любое пространство в целом, забудьте про слово «красиво». Не делайте чего-то ради красоты. Красота должна сама рождаться из того, что вы делаете. Делать нужно вдумчиво, каждая вещь, каждый элемент должен знать свое место. Тогда ваш проект будет КРАСИВЫМ с большой буквы. Помните, ФУНКЦИЯ и ФОРМА ЕДИНЫ.

Задавайте себе всегда вопрос «ПОЧЕМУ?» и «ЗАЧЕМ?». Зачем вы ставите именно здесь стул, стол, книги? Какую они несут в себе нагрузку? Для чего они?

Поначалу это будет казаться сложным, но впоследствии, вы будете делать понимать пространство и структуру помещений.

Хорошее понимание пространства поможет вам удачно спроектировать зал на мероприятие или же оформить его.

Сейчас я бы хотела поговорить о сценографии. Возможно, некоторые в курсе, что это за термин.

Итак, сценография (театрально-декорационное искусство) — вид изобразительного искусства, связанный с оформлением театральных постановок.

Итак, как оформить сцену?

При проектировании, сцену сравнивают с чистым листом бумаги. Постепенно, шаг за шагом, на этом листе образуется картина будущего мероприятия.

У хорошего ри­совальщика собственный цвет бумаги не выглядит грунтом изо­бражения, но, соседствуя с другими тонами, выступает как самостоятельная краска. То есть, не обязательно брать белый лист А4 и полностью покрывать его. Берите за основу разные цвета.

Для начала давайте разберемся, сцена состоит из:

  1. Занавес;
  2. Первый план;
  3. Второй план;
  4. Задняя часть;
  5. Мизансцена.

За редкими исключениями, на сцене должно быть просторно. Прежде всего следует заботиться о свободе первого плана, ведь именно там и происходит действие.

Хорошая планировка пространства поможет ощутить его не как вакуум, в котором легко потеряться, а как некую объем­ную ткань, массу. Кубометры воздуха превратятся для вас в объемные клетки, в которые вписываются или не вписываются сначала неживые предметы.

Далее — встает вопрос соотношения величин и размеров.

Как известно, такие понятия, как «громко», «тихо», так же как «большое» и «маленькое», в высшей степени относительны. Необходимо мерило, величина, в соответствии с которой эти понятия бы определялись. Есть в сценическом искусстве такая величина? Есть. И эта величина — человек.

Все, что больше человека, чаще всего определяется как большое. То, что меньше его, — маленькое. Все, что громче человеческого голоса, — скорее громко. Все, что тише, — скорее тихо.

Вот почему на сцене редко красивы, например, малень­кие домики, по пояс человеку (если, конечно, это не страна ли­липутов), вот почему фонограмма, которая во много раз гром­че человеческого голоса, порой болезненно раздражает наш слух.

Чтобы будущие мизансцены стали естественными, все в декорации должны быть соразмеренными с человеком. Размер и высота окон, дверей, стульев, столов — все это должно быть, во-первых, удобно артистам, органически сливаться с ними, во-вторых, отвечать художественной задаче: в одном случае подчеркивать значительность человека рядом с этими предметами, в другом — значительность обстановки, в которой находится человек.

Станиславский любил игровые точки декорации. Он называл их опорными точками. Что же это за точки? Во-первых, это композиционные цент­ры, которые определяют планировку мизансцен. Во-вторых, обыгрываемые детали декорации. Затем — мебель. Предметы, стоящие слишком далеко от зрителя, уводят игровые точки так, что все слишком углуб­ляется. Расстановка мебели на первом плане не всегда бывает логичной. И обладает еще одним недостатком: она как бы пере­резает фигуру человека, стоящего за ней, пополам. Вместо человека во весь рост мы воспринимаем фигуру уродливого кентавра с человеческим верхом и ножками стола или стула — этакий «человекостол» или «человекостул».

Игровое пространство на первом плане может быть под­креплено отдельными предметами мебели, нахождение которых здесь логично и в то же время за которыми игровое пространство не представляет особой ценности.

Колористика

Существуют ли в изобразительном искусстве и эстетике общие цветовые правила и законы или же эстетическая оценка цвета является субъективным мнением? Все великие художники и дизайнеры были знакомы с наукой о цвете. Доказательством являются работы, которые показывают, насколько тонко они чувствовали колорит. Цвет играет огромную роль в нашей жизни. Еще с древнейших времен цвет являлся символом той или иной стихии, чувств, добра и зла и т.д. Наша задача заключается в том, чтобы изучить азы в этой науке и применить их на практике.

Итак, цветовая гармония.

Гармония = Порядок

Создание цветовых гармоний родственно-контрастных цветов с помощью моделей геометрических фигур

Можно получать цветовые гармонии, вписывая в цветовой круг геометрические фигуры: различные треугольники, прямоугольники, например, равносторонний треугольник, у которого одна из сторон параллельна горизонтальному или вертикальному диаметру. В вершине, противостоящей этой стороне, находится цвет, взаимодополнительный тому главному, который входит в состав пары родственно-контрастных цветов. В цветовом круге четыре таких равносторонних треугольника.

Составление гармоний родственно-контрастных цветов с помощью равнобедренного треугольника

Можно вписать прямоугольный треугольник: его стороны, дающие прямой угол, параллельны диаметрам: вертикальному и горизонтальному. Тогда гипотенуза соединяет пару взаимодополнительных цветов, а цвет в прямом углу будет родственно-контрастным по отношению к этой паре. В круге также четыре таких треугольника. Например, гармония жёлто-зелёного, оранжево-жёлтого и сине-фиолетового. В ней гипотенуза соединяет пару контрастных цветов: жёлто-оранжевый и сине-фиолетовый, — а цвет жёлто-зелёный, находящийся в прямом углу треугольника, будет родственно-контрастным паре этих цветов:

Составление гармоний родственно-контрастных цветов с помощью прямоугольного треугольника

Составление гармоний родственно-контрастных цветов с помощью четырёхугольника

Вписываем четырехугольник, стороны которого параллельны диаметрам круга. Это могут быть прямоугольник и квадрат. Стороны прямоугольников в этом случае связывают двумя родственно-контрастными цветами, а по диагоналям располагаются взаимодополнительные цвета. Рассмотрим гармонию жёлто-зелёного, сине-фиолетового, пурпурного и оранжево-жёлтого цветов. В данной гармонии каждая из сторон прямоугольника связывает по четыре паре родственно-контрастных цветов. Это жёлто-зелёный и жёлто-оранжевый, жёлто-оранжевый и пурпурный, пурпурный и сине-фиолетовый, сине-фиолетовый и жёлто-зелёный. По диагоналям прямоугольника располагаются взаимодополнительные цвета: жёлто-оранжевый и сине-фиолетовый, жёлто-зелёный и пурпурный.

Гармонические сочетания взаимодополнительных цветов

Для построения этого вида сочетаний необходимо, взяв исходный цвет, по цветовому кругу определить соответствующий ему взаимодополнительный. Третий цвет может быть определён из теневого ряда любого из этих цветов. Например: жёлтый и фиолетовый плюс третий цвет, может быть, затемнённый жёлтый или фиолетовый.

Упражнение. Пробуем составить свое оформление сцены.

Литература:

И.Иттен, «Основы колористики»

«Пространственные концепции в архитектуре»

«Дизайн и время»

Базанов, «Основы сценографии»

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

×
Рекомендуем посмотреть