Что такое дефектолог

Дети — цветы жизни! Именно со своими чадами связаны самые заветные мечты каждого родителя. И первое, чем должны обеспечить ребенка родители — правильный рост и развитие, поэтому при выявлении малейших отклонений надо сразу же обращаться за помощью к специалистам.

Существует профессия, которая объединяет медицину и педагогику. Это дефектология. Специалист в области дефектологии должен стать лучшим другом и советчиком для особенных деток и их родителей.
Какими качествами должен обладать дефектолог
Среди личных качеств, которыми должен обладать учитель-дефектолог, выделяют следующие:

Дефектологические специальности
- сурдопедагогика — обучение детей, имеющих как явные, так и незначительные отклонения в работе слухового аппарата;
- олигофренопедагогика — обучение младшего поколения с недостатками в умственном развитии;
- тифлопедагогика — обучение малышей, у которых нарушена работа зрительного аппарата;
- логопедия — обучение ребят, показания развития которых в пределах нормы, но имеются речевые нарушения, выявляемые в произношении.
Цели, которые ставит перед собой педагог-дефектолог:
Ориентируясь на цели, специалист по работе с особенными детьми решает следующие задачи:

Кроме того, детский дефектолог систематически должен повышать свою профессиональную квалификацию.
- Проводит детальное обследование ребенка, исходя из которого диагностирует его способности к обучению. Если отклонения в развитии выявлены, организуется работа, направленная на максимальное восполнение и восстановление недостатков в развитии.
- Проводит занятия, целью которых является развитие основных психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мыслительных процессов и т. д.).
- Развивает коммуникативные способности детей.
- Развивает кульминационный вид деятельности для ребят определенной возрастной категории. Так, для компенсации в развитии дошкольников дефектолог в детском саду делает упор на игровую деятельность, для школьников — на чтение, письмо и т. д.

Анализ нарушений в развитии проводится с применением этиопатогенетического подхода. У каждого особенного ребенка поражена центральная нервная система, характер таких поражений различный, что приводит к возникновению неоднородных нарушений в психическом и физическом развитии. Поэтому занятия с дефектологом носят дифференцированный характер. Для каждого отдельно взятого учащегося или дошкольника составляется перечень приоритетных направлений в коррекционной работе.
За каждым проблемным маленьким человечком учитель-дефектолог осуществляет динамическое наблюдение, по результатам которого можно сделать выводы относительно эффективности проведения коррекционных работ по тем или иным методологическим приемам.
Мифы о работе дефектолога
Логопед и дефектолог: в чем состоят основные различия
- Целевая аудитория. Дефектолог работает с особенными детьми, которые имеют определенные отклонения в психическом и физическом развитии, а логопед — с абсолютно развитыми детьми, которые имеют проблемы с речью и произношением.
- Цель занятий. Дефектолог в школе или детском саду стремится помочь крохе научиться высказывать свои мысли, восстанавливает пробелы в знаниях, применяет меры по коррекции умственного развития. Логопед же работает только над развитием речевого аппарата и коррекцией речи.
- Ограничения в возрастной категории детей. Специалист дефектологии может проводить занятия и с совсем маленькими детками (начиная от 1 года), а вот с занятиями с логопедом спешить не стоит до исполнения малышу трехлетнего возраста. Кроме того, к логопеду может обратиться и взрослый человек.
- Дефектолог — широкопрофильный специалист, чем не может похвастаться логопед, поле деятельности которого значительно меньше.
Родственные профессии
Известные ученые-дефектологи
Благодаря вышеперечисленным деятелям науки специальное образование в России получило не только утверждение, но и должное развитие.